Адаптация первоклассников к школе

Переход от безмятежной дошкольной жизни к ежедневным учебным занятиям и новому укладу не всегда у детей проходит безболезненно и без проблем. В чем заключается адаптация первоклассника, какие ее основные особенности, фазы прохождения, рассмотрим подробно. Родителям первоклашек будет также полезно узнать, как они могут вместе со своим ребенком преодолеть возникшие трудности.

как подготовить ребенка к школе

Фактически, весь первый учебный год уходит на то, чтобы ребенок полностью привык к новой жизни

Адаптация первоклассника и ее особенности

Адаптация означает процесс приспособления. Для детей, поступивших в 1-й класс, этот процесс включает привыкание к школьной жизни, новому коллективу, режиму дня и требованиям. Продолжительность адаптации зависит от нескольких факторов:

  1. личности самого ребенка;
  2. его подготовки к школе;
  3. насколько развиты у него навыки общения с ровесниками и взрослыми.

По наблюдениям психологов и педагогов полное «вхождение» в школьную жизнь занимает у первоклассников разное время: от пары месяцев до года. Фактически, весь первый учебный год уходит на то, чтобы ребенок полностью привык к новой жизни.

Почему нужно уделять особое внимание к ребенку в этот период? Он сталкивается совсем с иными жизненными обстоятельствами, что влечет за собой возникновение сложностей в адаптационном периоде:

  • в выпускной группе детского сада будущие первоклассники относились к старшим представителям детского коллектива, а в школе они – младшие ученики;
  • до школы все время занимали игры и развлечения, а в 1-м классе их ожидает учеба;
  • прежний режим их дня был не таким жестким, а теперь дети должны подчиниться более строгому распорядку дня;
  • появляется такое понятие как строгая дисциплина и требования к ее соблюдению, что не всегда бывает под силу слишком подвижным детям;
  • ученики первого класса вынуждены сразу окунуться в новые знакомства с одноклассниками и педагогами.

Вам может быть интересно: Портфолио для первоклассника

Кто в группе риска

Первоклассники по-разному проходят адаптацию в школе. Родители должны знать, что практически все дети сталкиваются на этом этапе с разными проблемами. Но есть ученики, для которых этот процесс вызывает особые трудности. К группе риска относятся дети с определенными индивидуальными особенностями:

  1. Одаренные дети. Как не покажется странным, но им сложно пройти адаптацию из-за высокого уровня подготовки к школе. Их хорошие знания и навыки становятся причиной скуки. Таким детям становится не интересно на уроках. Они или знают тот материал, что объясняет педагог, или намного быстрее осваивают новые знания по сравнению с одноклассниками. Чтобы одаренный ребенок развивался дальше, ему не подойдут условия обычной школы. Оптимальным решением будет перевести такого школьника в специализированную школу на более сложную программу обучения.
  2. Гиперактивные дети. Они сразу становятся постоянными нарушителями дисциплины. Такие ученики не могут усидеть на одном месте целый урок. Им сложно фокусировать длительное внимание на объяснениях учителя, они часто отвлекаются на посторонние вещи. Постоянные замечания со стороны учителя и родительские наказания оказываются бесполезными. Желательно просто и в спокойной обстановке объяснить ребенку, какие правила поведения необходимо соблюдать. Очень важно заинтересовать непоседу учебным процессом. Если результат окажется нулевым, нужно воспользоваться помощью школьного психолога.
  3. Ученики с высоким уровнем утомляемости. Адаптация таких первоклассников требует особого внимания. Их утомляемость может быть связана с состоянием здоровья (недоношенные дети), с появлением стресса. Такие школьники не могут сконцентрироваться на подаче материала учителем, им сложно выполнять задания. Их уровень концентрации очень низок. Выполнение домашних заданий занимает много времени. Если это явление не носит временный характер, то родителям нужно подумать об индивидуальном графике обучения с постепенным увеличением учебной нагрузки.
как адаптировать первоклассника

Есть ученики, для которых этот процесс вызывает особые трудности

Виды адаптации

При оценке того, как ребенок адаптируется в школе, рассматривают 2 стороны процесса: физиологическую и социально-психологическую. Оцениваются составляющие адаптации следующим образом:

  • Физиологическая определяет физическое состояние ребенка – его самочувствие, наличие или отсутствие аппетита, качество сна, появление новых заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Социально-психологическая адаптация оценивается по уровню развития социальных связей, настроению ребенка, наличию мотивации к учебе, способности к самооценке.

Рекомендации для физиологической адаптации

Первые недели организм ребенка находится на пределе своих возможностей. Этим объясняется тот факт, что в сентябре очень много первоклассников болеют.

Как родители могут облегчить физиологическую адаптацию первоклассника:

  1. Постепенно меняйте прежний режим, не вводите сразу в его рабочий график дополнительное посещение новых секций или кружков.
  2. Дома чередуйте занятия с разной степенью нагрузки.
  3. Во время выполнения уроков следите за осанкой ребенка, установите правильное освещение рабочего места.
  4. Сократите время на просмотр телевизора, посиделок у компьютера.
  5. Следите, чтобы малыш высыпался (сон не меньше 9,5 часов).
  6. Активизируйте физическую активность ребенка.
как правильно помочь первоклашке

Обязательно интересуйтесь школьными делами, взаимоотношениями с одноклассниками

Социально-психологическая

Больше всего трудностей возникает при психологической адаптации. Особенно трудно она дается детям, не посещавшим детсад. Им приходится впервые столкнуться с социализацией, поэтому без родительской поддержки им не обойтись.

Рекомендации родителям для преодоления психологических трудностей:

  • В семье должна быть спокойная, доброжелательная атмосфера.
  • Не игнорируйте жалобы малыша как на здоровье, так и на его проблемы со сверстниками, учителем.
  • Всегда принимайте сторону ребенка. Чем меньше он заслуживает родительской любви за свои проступки, тем больше он в ней нуждается.
  • Обязательно интересуйтесь школьными делами, взаимоотношениями с одноклассниками.
  • Не давите морально на малыша, формируйте его самооценку.
  • Учитывайте его индивидуальные особенности, темперамент. Проявляйте индивидуальный подход в решении проблем.
  • В меру проявляйте контроль, приучайте ребенка к самостоятельности в работе и принятии решений.
  • Обязательно поощряйте за успехи.

О физических наказаниях говорить не уместно: они просто не допустимы.

Какие признаки свидетельствуют о плохой адаптации ребенка в школе

Причин дезадаптации в школьной жизни много. Родители должны обратить внимание на некоторые отклонения в поведении ребенка.

Хроническая неуспеваемость

Это первый важный признак, свидетельствующий о том, что адаптационный период не проходит должным образом. Практически у каждого ребенка могут возникнуть сложности в освоении некоторых предметов. Но если плохие отметки наблюдаются по всем предметам или успеваемость резко падает, то за этим стоят психологические трудности. Тотальная неуспеваемость говорит о неумении организовать время, низкой работоспособности, отсутствии мотивации. Причиной этого является неуверенность ребенка в своих силах.

Ребенок «уходит в себя»

Он не вовлечен в учебный процесс, игнорирует вопросы и замечания учителя, не активен на переменах и полностью погружен в свой собственный внутренний мир. Этими проявлениями страдают дети, обделенные вниманием. Их нельзя наказывать. В ответ они еще больше закрываются.  Родители должны больше времени выделять на общение с детьми. Нужно в спокойной обстановке поговорить с ребенком о том, что его тревожит. Не лишней будет консультация школьного психолога.

Вам может быть интересно: Как научить ребенка читать по слогам

Систематическое или демонстративное нарушение дисциплины

Причин такого поведения несколько. Ребенок может протестовать против строгих правил, ущемляющих его внутреннюю свободу. Иногда ученик бунтует против учителя, если конфликт вызван сложностью понимания учебного материала. Третья причина плохого поведения – демонстрационное привлечение к себе внимания окружающих. В последнем случае любое наказание только провоцирует повторное нарушение дисциплины и воспринимается нарушителем как поощрение к действию. Иногда ребенку просто скучно на уроке, поскольку он быстро усваивает материал и не знает, чем себя занять в свободное время.

Педагог вместе с родителями должен определить причину такого поведения, чтобы найти правильный подход к ребенку. Только в случае болезненной потребности во внимании и провокационном поведении потребуется привлечение специалиста.

Вербализм (многословная, но бессодержательная речь)

Еще один признак плохой адаптации первоклассника. Вербализм проявляется именно в адаптационном периоде. Это особый тип развития ребенка, когда речь очень развита, а интеллект отстает. Первоклассник производит впечатление смышленого ученика, много говорит, но его ответы на вопросы кажутся бессвязными и возникают сложности в точных науках. В данном случае нужно поработать над развитием образного и логического мышления.

психологическая адаптация школьника

Иногда ребенку просто скучно на уроке, поскольку он быстро усваивает материал и не знает, чем себя занять в свободное время

Лень

Периодическое проявление лени может быть у любого ученика. Это не страшно. Но систематическое нежелание учиться свидетельствует о психологических проблемах в адаптации первоклассника. Ленивое состояние не возникает само по себе. Причин появления лени несколько:

  1. Заниженная любознательность. Часто встречается у бывших «почемучек», не удовлетворивших свою любознательность в период «почему?». Также, по наблюдениям психологов, менее любознательны дети, слишком увлеченные просмотром зрелищных передач, мультфильмов.
  2. Особенности темперамента. Часто за лень принимают медлительность ребенка. Родители иногда просто «выходят из себя», наблюдая как их первоклассник в медленном темпе выполняет уроки. И делают неправильные выводы, что малыш бездельничает. На самом деле ребенку требуется намного больше времени для выполнения определенной задачи. Его не нужно торопить, а его работу оценивать не по скорости, а по результатам.
  3. Страх потерпеть неудачу. Подобная ситуация возникает, если ученика отругали за допущенный промах. У него сформировался стереотип, что делать ошибки не долустимо. По этой причине школьник просто не хочет ничего делать, чтобы не повторить подобную ситуацию. Он не проявляет никакой активности в школе, боится отвечать перед одноклассниками.
  4. Неуверенность в собственных силах. Причина этого явления та же, что и при страхе сделать ошибку, но последствия намного тяжелее. Отсутствие собственной ценности приводит к тому, что первоклассник даже не пытается что-то делать. Если не устранить неуверенность в себе, то это существенно скажется на формировании его личности, социализации и будущем.
  5. Классическая лень. Ею часто подвержены избалованные дети, а в редких случаях – очень умные ученики. Последним учеба дается так легко, что у них не вырабатывается привычка прикладывать собственные усилия в достижении результата.

Чтобы решить перечисленные трудности в адаптации ученика 1 класса, нужно выяснить и устранить причину их возникновения. Для этого нужно оказать школьнику эмоциональную и моральную поддержку, выработать у него положительную мотивацию на учебу.

И еще - не будь жадиной и поделись в социальных сетях! :)
Это лучшая благодарность для нас…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя *

2 комментария
  1. Августа:

    Чтобы не было адаптационных проблем необходимо для будущего школьника выбирать не школу, а первую учительницу. Это должен быть профессионал своего дела, умеющий найти с детками общий язык, которого ученики будут и любить, и уважать, и слушаться.

  2. Ольга:

    Не согласна. Нет ленивых детей. Просто навыки не выработаны. Чрезмерная опека взрослых влечет за собой несамостоятельность и безответственность. И наоборот, когда с 2 лет малыша привлекают к самообслуживанию и физическоиу труду, проблемы в школе разрешаются легче даже у нечитающего. Роль родителей многократно превышает личность учителя.