Адаптация ребенка в детском саду

Поступление в детский сад ребенка – испытание для всей семьи. Привыкание малыша к новому образу жизни может занять 2 недели или растянуться на полгода и больше. Адаптация затрагивает психоэмоциональную сторону, а также физиологическую —  состояние здоровья ребенка, его устойчивость к заболеваниям. Чтобы адаптационный процесс прошел безболезненно, нужно пройти предварительную подготовку.

как подготовиться к садику

В нормальной ситуации чаще всего привыкание к новому месту и коллективу занимает всего около двух недель

Критерии адаптации

Существуют критерии, по которым определяют уровень сложности прохождения адаптационного периода у малыша:

  • его поведение, реакции при общении с новым коллективом;
  • дальнейшее развитие в психологическом плане;
  • показатели физического развития;
  • как часто ребенок болеет, насколько тяжело происходит период восстановления после болезни.

Исходя из этих параметров, прохождение адаптации ребенком при поступлении его в детский сад характеризуется 4 формами сложности:

  1. Облегченная форма. В течение только первых 2-х недель замечаются незначительные отклонения в поведении, но ребенок остается активным, легко идет на контакт со сверстниками.
  2. Средняя форма адаптации. Привыкание к новой обстановке длится примерно до 1,5 месяца. Наблюдается беспокойный сон, кратковременная потеря аппетита, настроение периодически меняется.
  3. Тяжелая форма. Адаптационный период длится до полугода. Ребенок начинает резко болеть, перепады настроения очень заметны, наблюдается излишняя плаксивость. Снижается аппетит, малыш теряет в весе.
  4. Очень тяжелая форма. Ребенок не может адаптироваться к новой обстановке больше полугода. Появляются пагубные привычки, свидетельствующие о затянувшемся стрессе. Любое упоминание о посещении детского садика вызывает отторжение, истерику. Ребенок апатичен, наблюдается неадекватное поведение, отказ от еды. При кормлении насильно возможна рвота. Сон неустойчив, часто просыпается или плачет во сне.

Психологи заметили одну особенность «несадовских детей» — их родители часто сами психологически не готовы к новому периоду в жизни малыша. Отсюда страхи, недоверие к воспитателям, нервозное состояние, которое сразу передается трехлетке.

При очень тяжелых формах родителям надо смириться с тем, что у них просто «несадовский» ребенок. Детские психологи советуют подержать такого малыша дома до 5 лет, и за то время попытаться вместе со специалистом научить дошкольника строить отношения с посторонними людьми любого возраста.

как привыкнуть к детскому саду

Знакомство с дошкольным учреждением можно начинать с его детской площадки — это оценят все детки

Рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада

Начинать психологическую подготовку чада к новому периоду в его жизни нужно заранее. Как это лучше сделать:

  1. Во время ежедневных прогулок проложите маршрут возле детсада. Объясните малышу, что это место, где собираются дети вместе поиграть и пообщаться. И почему дети должны ходить в сад. В следующий раз покажите ему участок, покатайте на качелях. Продолжайте рассказывать ему о том, что происходит в саду. Постепенно приучайте его к мысли, что малыш вскоре сам окажется среди счастливцев-дошкольников.
  2. Распишите в радужных красках преимущества посещения детского сада для всех детей.
  3. Чтобы заинтересовать малыша, зайдите с ним в группу, покажите интерьер, игры детей.
  4. Учите малыша общению и дружбе, почаще приглашайте в гости детей разного возраста. Малыш должен учиться налаживать контакты самостоятельно, без вмешательства взрослых.
ребенок идет в садик

Перед началом садика следует перестроить заранее режим крохи

Чтобы адаптационный период прошел менее болезненно (в прямом и переносном смысле), нужно физически подготовить кроху:

  • Изучите режим дня в садике и максимально повторите его в домашних условиях.
  • Обучите его всем навыкам самообслуживания – умению одеваться, умываться и есть самостоятельно.

Вам может быть интересно: Как воспитать девочку: советы и рекомендации

Первые дни в детском саду

Как бы родители не пытались подготовить к посещению детского сада малыша, в первые дни он будет испытывать стресс от незнакомой ситуации. Задача родителей – обеспечить более мягкий переход чада в детсадовское сообщество. Что нужно делать:

  1. Лучше отправить ребенка в ту группу, где у него могут быть знакомые детки. Заранее познакомьте малыша с воспитателем.
  2. Постарайтесь спланировать свое рабочее время так, чтобы в первый месяц не оставлять малыша в группе на целый день. Постепенно приучайте его к новой обстановке, понемногу прибавляя время на нахождение в группе. Это правило действует и в том случае, если ребенок с удовольствием бежит в садик. Радость может смениться утомляемостью от новых впечатлений, и на следующий раз малыш может наотрез отказаться идти в группу.
  3. Если в детсаде разрешается оставаться мамам в первый день, воспользуйтесь этой возможностью. Но психологи убеждены, что это только затормозит процесс адаптации. Помимо этого, остальные детки в группе начнут болезненно воспринимать отсутствие своих мам.
  4. Предоставьте воспитателю всю нужную информацию об индивидуальных особенностях ребенка, на которые (по вашему мнению) нужно обратить внимание. Оставьте контактные телефоны для связи. Но не злоупотребляйте звонками в сад, лучше предварительно договоритесь с воспитателем о времени.
  5. Когда оставляете ребенка, не демонстрируйте свои «страдания». Не затягивайте расставание обещаниями, поцелуями, долгими объятиями. Почувствовав вашу тревогу, обеспокоенность, ребенок начнет пугаться, и тогда слез не избежать. Просто поцелуйте его, расскажите, когда его заберете, и с улыбкой уходите.
  6. Если слез не удалось избежать, не ругайте малыша, не подкупайте его сладкими обещаниями и подарками. Манипуляции, как и ребенка, и ваши, не сгладят ситуацию.
  7. Обязательно забирайте ребенка в обещанное ему время! Обман родителей – самая сильная психологическая травма для детей. Лучше начните с 1-1,5 часов, прибавляя каждый день по часу (если раньше все проходило благополучно). Так вы спокойно увеличите за 2 недели время адаптации малыша в детском саду, и сможете его оставлять уже до обеденного сна.
  8. Иногда ребенок жалуется, что ему плохо без мамы. Вы оставляете его в группе в слезах, а после вашего возвращения слезы снова выступают у него на глазах. И вам кажется, что малыш проплакал целый день без вас. Почаще расспрашивайте, что новенького произошло у него за день, с кем он общался, что делал, в какие игры играл. В результате этих разговоров вы скоро выясните, что после вашего ухода ребенок сразу вливается в детсадовский ритм, забыв о слезах, и вспоминает о маме только вечером. Поинтересуйтесь у воспитателя-педагога, как происходит адаптация ребенка к новым условиям.
  9. Дайте ему его любимую игрушку, чтобы ему было не так одиноко в первое время.

Малыш отказывается идти в садик

Рассмотрим другую ситуацию: ребенок с удовольствием ходил первое время в садик, а потом стал отказываться от его посещения. И при этом на него не действуют никакие родительские уговоры и доводы.

Вам может быть интересно: Как научить ребенка читать по слогам

Причинами такого поведения могут быть:

  • Ребенка не принял детский коллектив. Да, такая ситуация встречается не только у взрослых, школьников, но и у малышей. Кроха попадает в коллектив, который уже сформировался, где существуют свои дружеские привязанности. В такой ситуации с новичком никто не хочет дружить. Подтверждением этому может быть появление в лексиконе трехлетки бранных, оскорбительных слов. Значит, он слышит эти слова в свой адрес. Чтобы помочь малышу наладить общение с детками в группе, почаще разговаривайте с ним. Выясните, кто из детей немного симпатизирует вашему ребенку, с кем бы он хотел дружить. После этого переговорите с воспитательницей, чтобы она ставила малышей в одну пару. Дополнительно можете познакомиться с родителями детишек, чтобы они вместе проводили время.
  • Не сложились отношения с воспитателем. Не спешите сразу выяснять отношения с педагогом, если не увидите веских доказательств негативного отношения к вашему крохе. Будьте хладнокровны и объективны в оценке. Если подозрения подтвердились, готовьтесь к выяснению отношений и принятию компромиссного решения. Иногда все «обвинения» ребенка строятся на его необоснованной уверенности, что воспитатель его не любит или любит меньше, чем других деток. Но если ребенку некомфортно, то вы должны руководствоваться только его интересами.
  • Третья причина – банальный страх. Ребенок просто боится новой обстановки и жестких правил. Этот калейдоскоп новых людей, мест пугает его. Помогите крохе преодолеть его страхи. Психологи советуют в этой ситуации придумать вместе с малышом сказку, где он будет сказочным героем, а действия будут проходить в садике. Так ему будет проще преодолеть волнение, а сказочная фантазия примирит его с непривычной обстановкой.
как быстроа даптироваться в садике

Чтобы помочь малышу наладить общение с детками в группе, почаще разговаривайте с ним

Так же следует отметить, что многолетний родительский опыт приходит к выводам, что чем раньше ребенок оказывается в социальной среди — регулярное посещение садика или школы, тем быстрее формируется его иммунитет. В норме, каждый ребенок первый год, иногда меньше или дольше, всё же часто болеет различными ОРВИ. Именно таким образом формируется иммунитет. Тут всё индивидуально и зависит как от врожденного генетически сформированного уровня защитного барьера так и от образа жизни. Дети, которые занимаются спортом, посещают различные кружки, плавают, катаются на коньках — болеют значительно реже своих сверстников.

Почему дети начинают болеть

Основной родительский страх при поступлении ребенка в детский сад – непрекращающиеся болезни, с которыми столкнется их чадо. И этот страх имеет основание: по наблюдениям педиатров болеют практически 80% малышей, начавших посещать детское учреждение. С чем связано это явление:

  1. Новые знакомства – новые виды микроорганизмов. Новичок, попадая в группу малышей, сталкивается с незнакомыми для себя вирусами, бактериями. И тут начинается активный «обмен» микроорганизмами между «старичками» и «новичком», после чего происходит заражение с последующим появлением вирусного заболевания. И заболеть могут как те малыши, что уже давно посещали группу, так и те, кто впервые пришел в садик. Замечен один интересный факт. Если в течение полугода в группу не приводили новенького, то дети перестают болеть, выработав иммунитет ко всем имеющимся в группе вирусам. С появлением новичка процесс заболеваний возобновляется.
  2. Причина частых болезней может быть связана с психоэмоциональной нагрузкой на малыша, впервые посетившего садик. Для некоторых детей смена обстановки, новые лица, отсутствие рядом мамы становится настоящим стрессом. А как известно, сильный стресс и эмоциональное напряжение — верный путь к снижению иммунитета. Ослабленная иммунная система уже не может достойно реагировать на вирусную инфекцию.

Понаблюдав, как часто их малыш начал болеть при поступлении в детский сад, мамы впадают в панику. Но частые заболевания – закономерный процесс адаптации. Пока дошкольник не переболеет нужное количество раз различными болезнями, у него не выработается иммунитет. На это уйдет примерно 2-3 года. Такую же адаптацию пройдут первоклассники, никогда не посещавшие детсад. По сравнению с дошкольниками у семилеток этот процесс займет примерно год. Но частые пропуски в школе чреваты отставанием от школьной программы и возможным возникновением психологических конфликтов с одноклассниками.

Чтобы прекратить череду болезней в детсаде, педиатры советуют:

  • Посетить иммунолога. Это нужно сделать, если ребенок не может самостоятельно восстановиться после очередной болезни, а педиатр каждый раз наблюдает ухудшение ситуации с восстановлением.

Ни в коем случае не решайте проблему самостоятельно, приобретая в аптеке иммуностимуляторы! В лучшем случае эффекта не будет, в худшем – вы полностью расшатаете иммунную систему ребенка.

  • Случается, что ребенок, переболев, после 2-х дней в группе снова заболевает. И так повторяется снова и снова. Самое правильное решение – посидеть с ребенком дома несколько месяцев, пока ребенок полностью не окрепнет. Пропустив зимние пики вирусных заболеваний, уже весной малыш может снова посещать сад.

Родители должны помнить, что снизить частоту заболеваний способно активное внедрение в семью здорового образа жизни, питания, и построение теплых семейных отношений.

И еще - не будь жадиной и поделись в социальных сетях! :)
Это лучшая благодарность для нас…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя *

2 комментария
  1. Николь:

    Моя девочка, попала в статистическое большинство — привыкание заняло около двух недель. С третей стали оставлять на обеденный сон. Здоровое общение со сверстника ничего не может заменить трехлеткам.

    1. Марта:

      Нам повезло не так. Как только сын пошел в садик в 3 и 2, то через 3 недели сразу начались болячки и целый год не было нам от них никакого покоя. В начале меня был шок и большие переживания — неужели это на всю жизнь?!! Но потом и наш педиатр и блоги известных врачей убедили, что наша ситуация — это нормально и к школе ребенок приобретет более стойкий иммунитет.